Интервью с Яковом Цвиркуновым
Яков Цвиркунов уже в течении многих лет является гитаристом известной питерской панк-группы "Король и Шут", отметившей недавно круглую дату - коллективу исполнилось 10 лет. В эксклюзивном интервью, данным Яковом специально для "GUITAR STUDIO", вы сможете найти ответы практически на все вопросы, касающиеся использования гитары в панк-роке.
- Когда ты стал серьезно увлекатся гитарой? - Я считаю, что очень поздно - в 18 лет. Это случилось после первого курса Финансово-Экономического института, который я окончил. Я ездил в стройотряд и там от нечего делать начал осваивать гитару... Выучил аккорды Am, Dm и т.п. После приезда в Питер я увлекся гитарой настолько, что пошел к преподавателю - Смирнову Александру Николаевичу. Мне понравилось, что он сразу делал упор на изучении именно электрогитарной игры, со всеми современными приемами и "фишками". Я занимался у него около трех лет, но потом ушел... В основном из-за нехватки времени. После чего стал заниматься самостоятельно.
- Думал ли ты тогда, что гитара станет твоей профессией? - Вообще никогда не мог предположить! Первоначально увлечение гитарой было на уровне какого-то веселья - было здорово поиграть в группе, выступить в клубе "Там-Там". В то время я в течение года или полутора играл в группе "Аусвайс".
- А что вы играли? - Играли тяжелую агрессивную музыку, что-то типа тяжелого панка, но что именно - сказать сложно, стиль до конца еще не был оформлен. Затем меня пригласили в группу "Король и Шут". Я какое-то время совмещал игру в обоих коллективах, а затем "Аусвайс" тихо прекратил свое существование.
- Как ты учился играть на гитаре - по каким-то видеошколам или "снимал" с записей? - В общем-то, да, снимал разные гитарные партии, но не очень много. В основном, мое обучение происходило на репетициях. Во время игры что-то придумывается, что-то мне показывали другие... От всех понемногу нахватаешься и дальше уже идешь с этим багажом. Огромную пользу приносили концерты. Для меня сейчас на первом месте стоит не техничность или скорость исполнения, а, скорее, умение управлять звуком в различных концертных условиях, потому что нужно не удивлять техникой, а делать качественный звук и подачу. То есть, меня больше всего интересует именно концертное применение гитарной игры.
- В каком году образовалась группа "Король и Шут" и с кого она начала формироваться? - Это было уже давно - ведь сейчас мы десятилетие отпраздновали. Прошло десять лет с того момента, как встретились основатели группы - Горшок, Поручик, Балу и начали вместе репетировать.
- А Князь потом уже пришел? - Да, он, по-моему, года через два пришел. Я же пришел где-то лет шесть назад и примерно с этого же времени группа резко пошла вверх. Не в том смысле, что из-за моего прихода (смеется), а просто так совпало, что в это же время начались какие-то движения в сторону серьезной работы.
- Как же вы добились успеха? - Мы, по всей видимости, были последней группой, которая добилась популярности старым способом, то есть, начиная играть от маленького зала - к большому, пробивая все своим лбом. Смотри, сколько времени мы работаем, и только вот сейчас собрали в Москве стадион.
- А сейчас таким способом добиться успеха нереально? - Мне кажется, что нереально. Теперь музыкальный рынок очень сильно ориентирован на телевидение и радио, а без них очень сложно сделать так, чтобы тебя заметили. Сейчас клубная система просто отсутствует. Ведь смотри, что у нас в Питере было раньше - клуб "Там-Там", куча народу, веселье. В клубы народу ходило очень много, и они внимательно следили за событиями, происходящими там. По-моему, сейчас нет ни одного клуба, работающего нормально, кроме, быть может, "Полигона". Правда, в клубах я очень давно не был.
- Ты, наверное, имеешь в виду именно рок-клубы? - Да, именно рок-клубы. Где может выступить любая молодая команда, неважно - за ящик пива или просто так.
- Музыка группы "Король и Шут", в основном, Горшка? - Почему? Много песен пишет Князь, и музыку, и слова. А Горшок пишет, в основном, музыку. Приходят Князь с Горшком на "точку" с аккордами, показывают... А потом вся группа начинает работать над ней.
- То есть аранжировка происходит стандартным рокерским репетиционным методом? - Да. Бывает так, что ничего не получается, тогда откладываем песню на следующий раз. А бывает так, что начали дебоширить, веселиться, играть полнейшую ерунду, а песня становится интересной, популярной...
- Играешь ли ты еще с кем-нибудь, кроме как с "Король и шут"? Может, у тебя есть сольные проекты? - Нет... То есть, конечно, мне хочется еще с кем-нибудь поиграть для души. Не для того, чтобы сделать именно свой сольный проект "для галочки" (я не считаю себя готовым к этому), у меня сейчас просто нет столько интересного музыкального материала... Если у меня когда-нибудь появится готовность сделать сольный проект, то я этим займусь.
- А какая музыка это будет? - Это будет достаточно тяжелая музыка. Не "металл", конечно, но что-то типа "Короля и Шута" и тому подобных групп.
- А вокал? Ты поешь? - Нет, сам я не пою. На бэк-вокал еще гожусь, но по большому счету, петь я не умею.
- Какая гитара у тебя была первая? - Электрическая или "акустика"?
- Ну, вообще первая... - Первая, разумеется, была "акустика", Ленинградского завода, с пластмассовой задней декой.
- Это гитара такого черного цвета? - Да-да, черная... Не строила ужасно, просто в хлам. Мне ее покупал приятель, говорит - я тебе выберу шикарную гитару. Выбрал! Спасибо ему большое! Я с ней так мучился! Она строила только в одной позиции, то есть нельзя было другой аккорд взять... Два аккорда строит, третий - нет. Потом я купил себе за 80 рублей - как сейчас помню - гитару "Эльгита". Это как "Музима", очень похоже, только чуть другая. Я играл на ней два или три года. Поставил на нее "злобные" хамбакеры, обклеил черепами и с огромным удовольствием на ней играл.
- Это было еще до "Короля и Шута"? - Да... Хотя нет, в "Короле и Шуте" я на ней еще немножко поиграл. Потом я ее продал и купил себе другую гитару. Это была гитара такого же невысокого качества, только сделанная в Корее - фирмы Cherry. Причем купил я ее в магазине за бешеные деньги, отдал за нее 350 долларов!
- Ну, по тем временам, наверное, так она и стоила... - Я ее мог купить в другом месте за 213 долларов! Когда я узнал, я рвал на себе волосы. Меня просто развели, как последнего лоха! Но, в принципе, я таким музыкантом и был (смеется). Я тогда просто пришел в магазин и сказал - "хочу купить!".
- Эта гитара была "стратокастером"? - Да, это был "страт"... заводился безбожно. Я пытался экспериментировать, заменять датчики, но это несильно помогло. Хотя я благодарен этой гитаре за то, что она мне дала бесценный опыт по борьбе с "заводкой" на сцене. Я запихивал под деку большое количество ваты, затем использовал параметрический эквалайзер для уменьшения уровня частоты "заводки"... Gain приходилось, к сожалению, убирать... А еще надо было успевать вертеться на сцене.
- Как ты относишься к заказным инструментам? - Ты знаешь... Я боюсь кого-нибудь обидеть, но я еще не встречал хорошей заказной гитары. Если я встречу такую заказную гитару, которая меня поразит, то тогда я изменю свое мнение.
- Вообще-то говорят, что у нас есть мастера, которые делают такие гитары. - Ты лично сам видел?
- Нет... - Ну вот и я тоже... Хотя мне очень хотелось бы найти такую мастеровую гитару, которая меня поразит. Я даже с удовольствием ее куплю. Потому что если мастер делает гитару лучше, чем Gibson или Fender, то такого человека надо поддерживать и покупать его инструменты.
- А почему ты решил купить Gibson SG? - Всю жизнь хотел Gibson... неважно, Les Paul или SG. Это у меня была идея-фикс. Я всегда думал - вот когда я стану большим и крутым, куплю себе Gibson, но это будет не скоро. И вот, когда случайно появились шальные деньги, я пошел в Москве в "Петрошоп" вместе с нашим басистом Балу... Балу сразу купил себе Rickenbecker, а я стал слушать все "гибсоны", которые там были. Причем я выглядел тогда не лучшим образом - курточка рублей за 400, Балу тоже был в косухе драной... То есть, как покупатели, мы не произвели на продавцов никакого впечатления. С огромным трудом мы их убедили, что нам необходимо послушать все эти гитары. Больше всего мне понравилась вот эта "эсгэшка". Уже потом я нашел в магазине хороший Les Paul, но о покупке SG нисколько не жалею.
- А "машинами" ты не пользуешься? - Нет. Ты знаешь, "машина" меня расстраивает тем, что на концертах могут быть проблемы. Вот на вашем сайте я читал интервью с Холстининым из "Арии", так он сказал совершенно правильную вещь. Если на концерте одна струна, не дай бог, порвется, то заменять ее - целая история. Мало того, что весь строй мгновенно поползет, так еще и эта замена отнимет кучу времени. А у меня бывает так, что в середине песни струна рвется, и я до конца песни ее успеваю уже заменить.
- Еще какую-нибудь гитару хотел бы приобрести? - Да, хотел бы. Вот давай так - к примеру, у меня есть много денег, и я могу купить то, что мне необходимо. Тогда я купил бы хорошую акустическую гитару, хорошую "полуакустику" - Gibson или, может быть, Epiphone - для блюзовых дел, и все-таки еще Gibson Les Paul.
- То есть, все-таки Les Paul? - Все-таки Les Paul (смеется)!
- А "страт"? - А "страт" у меня есть. Он очень интересный, 1985 года, "японец". Эта модель выпускалась ограниченное время, у нее литая "фендеровская" "машинка" с микроподстрйкой. Дерево очень звонкое. У меня там стоит хамбакер Seymour Duncan, который я сам устанавливал.
- А на SG будешь датчики менять? - Нет, на Gibson я не вижу смысла менять датчики.
- Какие струны тебе больше нравятся? - Я пользуюсь струнами D'Addario, размер 0.011-0.052. Раньше использовал 0.009-0.046 и более часто 0.010-0.046, но теперь решил перейти на более толстые. Они как-то "злее" и плотнее звучат.
- Бенды делаешь? - Обязательно! Первые три струны у меня постоянно используются с "подтяжками". Что касается еще более толстых комплектов, то в них третья струна - в оплетке, ее просто не вытянуть. То есть, я беру себе максимально толстые струны без оплетки на третьей струне.
- Важна ли, по твоему мнению, техника исполнения в той музыке, которую вы играете? - Конечно! В последнее время мы стали уделять этому очень большое внимание и делать упор именно на качество исполнения. В старых альбомах действительно гитарные партии ничего особенного собой не представляли. Думаю, что сейчас тот человек, который сходит на наш концерт, очень сильно удивится - настолько серьезное отношение к гитарным партиям у нас появилось. Мы даже взяли второго гитариста, очень техничного и интересного в музыкальном плане парня. Его зовут Александр Леонтьев, он бывший солист группы "Кукрыниксы", которая сейчас распалась (? прим. Gladiator)... Так что наши гитарные партии в настоящее время достаточно сложны в рамках той музыки, которую исполняет "Король и Шут".
- Почему ты не используешь тэппинг? - Пока это просто не нужно, наша стилистика не требует этого.
- Можно ли выразить себя как гитарист в панк-роке? - Однозначно - да! Раньше я думал, что нельзя, но тогда у меня были несколько другие задачи - надо было учиться очень точно играть все панковские "фишки". После учебы у Александра Николаевича Смирнова я научился очень многим приемам, характерным для "металла", классического рока... А когда стал играть в группе, понял, что все это лично мне просто не нужно. Все совсем по-другому и совсем не так. Пришлось переучиваться года два-три. В моем случае очень важно звукоизвлечение. Большую роль играет не столько скорость и техника, сколько манера и подача игры. Раньше мной это недооценивалось, я считал, что главное - больше "поливать". Конечно, "поливать" и сейчас хочется, однако уже не так, как раньше. Можно взять просто два аккорда, а звучать они будут "вкусно", и в зале их будет приятно слушать.
- Понятно... Теперь я позволю себе процитировать письмо. "Яша, ты вроде пользуешься процессором Boss GT-3. Скажи, пожалуйста, какими эффектами (входящими в состав процессора) ты пользовался при записи последнего альбома "Герои и Злодеи" а также как ты добился того дисторшна, который звучит на альбоме?" - Отвечаю. Процессор не использовался вообще! Кроме того, у меня был Boss ME-8, а не GT-3. На альбоме "Герои и Злодеи" все сделано очень просто. Мы записывались на "Добролете". Я "прогонял" гитару через комбик Marshall JCM800. Это 100-ваттный комбик, полностью ламповый, все ручки были повернуты вправо до упора...
- Как, вообще все?! - Да, все ручки вправо! И ручка громкости тоже. Еще я перед комбиком прогонял гитару через какой-то прибор (не помню, какой), который просто увеличивал гитарный сигнал по уровню, чтобы комбик перегрузился еще больше. Причем перед записью я прогревал Marshall по часу, так как прогретый он звучал гораздо мощнее. Вот такой звук на альбоме и присутствует. А процессор... Он там не использовался, потому что звук после него тут же портился, а что касается его эффектов, то у них такое качество, что лучше вообще не записываться. На студии есть хорошие фирменные приборы обработки, которые и использовались при записи.
- А на концерте? - А на концерте я играл до самого последнего времени на Boss ME-8. В общем-то, звучал он для сцены довольно пристойно. На самом деле я очень благодарен этому процессору - он на редкость надежный и удобный. Конечно, я из этого процессора давно "вырос", но на что-нибудь новое у меня не было средств. Зато теперь вот обзавелся Mesa/Boogie TriAxis, ламповым программируемым предусилителем, который меня очень радует.
- И какая цепочка эффектов у тебя на концерте теперь? - Гитара у меня идет прямо в TriAxis. TriAxis у меня использует в качестве процессора эффектов Korg PX3 Pandora, который включен в петлю. Его я применяю тогда, когда на пульте нет нормальной обработки. Если на пульте есть хорошая обработка, то звукорежиссер сам управляет эффектами. Я же использую в Korg Pandora только небольшой дилэй. Конечно, Pandora - это процессор невысокого класса, но я планирую взять себе Alesis Quadraverb и использовать ее вместе с TriAxis. Затем TriAxis я включаю прямо в комбик (либо в "оконечник"). Лично я предпочитаю Marshall JСM900, стоваттный комбоусилитель, либо его аналоги по мощности и качеству. Одновременно с линейного выхода TriAxis сигнал идет в пульт, микшируется, и на выходе получается очень насыщенный по всем частотам звук. TriAxis'ом же, который является полностью "мидийным" прибором, я управляю с помощью напольного MIDI-контроллера Roland GFC-50. Очень удобно.
- То есть пока разочарования от TriAxis не наступило? - Нет, он очень нравится! Есть в нем некоторые недостатки, но совсем небольшие. Например, при переключении с одного типа перегрузки на другой, в некоторых случаях возникает некоторое снижение уровня атаки, звук как бы чуть-чуть выплывает: Но это практически незаметно. А вообще, я до конца еще в нем не разобрался. Может быть, можно найти такие комбинации переключения программ, когда эти потери в атаке минимальны или вовсе отсутствуют.
- А еще я вижу у тебя радиосистему... - Да, у меня радиосистема Shure серии LX, практически безотказная. Только один раз было так, что радиомикрофон на сцене работал на той же частоте, что и мой передатчик, и звук от микрофона начал перегружаться через комб. Я ничего не могу понять - свист на сцене стоит дикий, я гитару выключил, а толку никакого. В панике пришлось разбираться, в чем дело. Поскольку у меня частота фиксированная, я просто выключил микрофон.
- Скажи, вы все свои альбомы стараетесь писать на аналоговых студиях? - У нас был записан на цифровой студии только один альбом. Это был альбом "Король и Шут" (1996). Он записывался на студии ДДТ, и не на Studer, а на ADAT'ы. А "Акустический альбом" (1999) записывался вообще на "Мелодии" на "аналог", потом скидывался на компьютер, и там сводился. Я занимался вместе с Пашей Сажиновым сведением в течение года. Это был мой первый опыт звукорежиссуры, и я очень много из него почерпнул. Песни сводил полностью от начала и до конца. Не знаю уж, как получилось, наверное, не очень хорошо.
- Это ты все делал еще на том самом компьютере, который у тебя впоследствии украли? - Да-да, это тот самый компьютер: Его украли вместе со всем альбомом. Слава Богу, только за день до этого я скинул все песни на "болванку" и положил ее в стопочку: Все украли, а "болванка" осталась.
- С ума сойти! - Да уж. Ведь иначе альбом просто пришлось бы перезаписывать.
- А у тебя какая на компьютере звуковая карта стояла, напомни: Audiomedia? - У меня была CardD Plus. Но в принципе, смысла в ней не было. Я тогда выложил за нее кучу денег, а на самом деле покупать ее было незачем. Карта нужна была только для мониторинга, тут сгодился бы и SB Live... Видишь, это я теперь уже все знаю (смеется).
- Что из музыки слушаешь на досуге? - Ну-у-у: Это очень большой список команд. Начиная от Metallica, AC/DC, Megadeth, Guano Apes и множества других тяжелых команд и заканчивая более легкими U2, Depeche Mode, Sting, Radiohead, Короче, много всего. Я люблю западную гитарную музыку, где гитара записана очень хорошо. Есть такая английская группа Toad, мне подарили ее компакт-диск. Я сам раньше эту группу никогда в жизни не слышал, но мне очень понравилось звучание гитары.
- Ясно... А теперь я опять зачитываю письма. "Вы не были в городе Мурманске. В этом городе есть желающие посетить концерт группы "Король и шут". Но нет возможности сделать это в другом городе". Так вы будете в Мурманске? - Мы должны были играть в Мурманске, но, к сожалению, у нас в этот день был концерт в Питере. Мы с удовольствием приедем в Мурманск, но это не зависит от нас, хотим мы того или нет. Просто, если нас куда-то зовут, то мы туда и едем.
- ..."Когда будут проходить концерты "Король и Шут" в Киеве?" - Где-то 26 мая или около того. Будет какой-то фестиваль на открытой площадке в центре города. По предварительной информации, нас туда звали.
- А вообще, в ближайшее время, где планируете выступать? - Сейчас у нас тур по Белоруси. Далее, на апрель планируется Липецк, Старый Оскол, может быть Нижний Новгород, Смоленск. Но точного расписания еще нет - это надо смотреть у нас на сайте.
- ..."Здравствуйте! Я - офицер ВС РФ. У меня вопрос по-поводу панк-рока. В настоящее время я знаю несколько панк-групп, таких как "Ногу Свело", "Гражданская Оборона", "Красная плесень", "Тараканы", "Сектор Газа", и, собственно, "Король и Шут" (слышал все альбомы до "Герои и Злодеи" включительно, и, кстати, это мой любимый коллектив). Я так и не смог понять, чем же все-таки характеризуется панк-рок, его особенности, схожести, и, если можно, классификацию. Буду очень рад, если вы мне ответите"... - Ну, по классификации панк-рока существует очень много мнений. Если исходить из вышеназванных групп, то: К примеру, "Гражданскую Оборону" весь забавно рассматривать, как панк-рок в музыкальном смысле. Музыки там, как таковой, разумеется, нет. Эта группа несколько другого направления. "Ногу Свело" к панк-року уже никакого отношения не имеет. У них есть несколько гитарных песен панковского характера, но, в принципе, эта группа также другого музыкального плана. "Сектор Газа" хорошо перерабатывает множество песен, но опять-таки это не совсем панк-рок. Вот "Тараканы" - это да, действительно панк, причем чистейший.
- Чем же тогда вообще характеризуется панк-рок? - Прежде всего, энергетикой, подачей. И мелодикой...
- Вокал, видимо, должен быть какой-то определенный? - Да не скажи... Вот, например, есть группа The Exploited - с очень мощным, "злым" вокалом. А есть группа: даже не знаю: ну, Bad Religion, допустим. Очень технично играют, раскладки голосовые - дай Бог каждому, просто шикарно поют. И это - тоже панк-рок. Toy Dolls, допустим, по гитарной технике - просто сногсшибательная группа! Гитарист может такие вещи творить! Их всего трое, и все - "технари" высочайшего класса. То есть, если говорить о панк-роке, как о музыке техничной, то - да, это может быть техничная музыка. Существует очень много разных направлений, и "Король и Шут" не придерживается какого-то одного...
- Что можешь пожелать всем гитаристам, читателям нашего сайта и другим? - Хочу пожелать всем иметь хорошую гитару и больше хороших приборов, и чтобы денег на все это хватало. Ведь это очень большое удовольствие - играть на хорошем аппарате. Я хочу, чтобы у нас в стране у каждого была такая возможность...
|